Узбекский и русский языки

Заведующая кафедрой:

Абдуллаева Симела Христофоровна

Приемные дни: Среда, Пятница (14:00 – 16:00)
Телефон: (0 371) 238-64-62

Существующая кафедра узбекского и русского языков в течение 1955-1980 годов называлась кафедрой русского и иностранных языков. В связи с организацией в 1980 году кафедры иностранных языков, а 1989 году в связи с присвоением узбекскому языку статуса государственного языка с 1990-1991 учебного года стала называться кафедрой узбекского и русского языков. Заведующей кафедрой с 1955 по 1971 годы была М.Э.Круковская-Рунская. Кафедрой узбекского и русского языков заведовали ст.пр.Свиридова А.Е.(1971-1975), кандидаты филологических наук, доценты Костромина О.Е.(1975-1980), В.М.Абдуллаев (1980-1991), Н.К.Якубова (1991-2003).В настоящее время  ею руководит Абдуллаева С.Х. 

В 1986 году была создана специальная группа преподавателей для работы с иностранными студентами. Её возглавила ст.пр.И.М.Абакова. Среди преподавателей, обучавших иностранцев из 25 стран мира русскому языку, были старшие преподаватели Халимова Р.С., Хасанова Л.Д.

Преподаватели кафедры принимают активное участие в воспитательной работе студентов, на узбекском и русском языках проводят литературные чтения, посвященные известным деятелям науки и искусства.  Преподаватели кафедры являются обязательными участниками подготовки и проведения дней государственного языка.

В целях обеспечения более глубокого знания студентами технических терминов для русскоязычных групп на узбекском языке, а для групп с узбекским языком обучения на русском языке выпускаются сборники технических текстов по телекоммуникации, информационным технологиям, почтовой связи, экономике и управлению, а также методические пособия, с помощью которых проводят практические занятия. Кроме этого, преподавателями кафедры для самостоятельной работы и её внедрения в учебный процесс подготовлены десятки учебных пособий, словарей, сборников упражнений.

На кафедре проводятся занятия по двум дисциплинам: узбекский язык и русский язык. Кафедрой разработаны учебные пособия на русском и узбекском языках.

В настоящее время на кафедре работают 2 доцента, 4 старших преподавателя, 4 ассистента. Преподаватели кафедры сотрудничают с институтом языка и литературы АН РУз, УзНУ, Узбекским государственным университетом мировых языков, Ташкентским институтом высшей педагогики.

Преподаватели кафедры ведут научные исследования по теме «Методы обучения и внедрения в учебный процесс лексики по специальностям телекоммуникации и информационные технологии».

Предметы, изучаемые на кафедре

Бакалавриат:

  • Русский язык
  • Узбекский язык

Преподавательский состав кафедры

  • Абдуллаева Симела Христофоровна - зав. кафедрой
  • Ахмедова Мукаддас Хадиматовна - к.п.н., доцент
  • Доспанова Дилара Уракбаевна - к.ф.н., доцент
  • Гаюбова Комила Анваровна - старший преподаватель
  • Юланова Наргиза Давлатовна - старший преподаватель
  • Носиров Латиф Хайруллаевич - старший преподаватель
  • Рахимова Наргиза Хамидуллаевна - ассистент
  • Меденцева Наталья Петровна - ассистент
  • Юлдашев Азиз Узгенович - ассистент

    НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ

    Преподаватели кафедры ведут научные исследования по теме: “Теория и практика обучения узбекскому и русскому языкам в техническом вузе”.

    Изданы 4 монографии:

    • Абдуллаева С.Х. Лексика инфокоммуникационных технологий как предмет изучения в неязыковых вузах Узбекистана
    • Ахмедова М.Х. Система ситуативно-коммуникативных упражнений, как лингвометодическая основа развития речи устной русской учащихся
    • Доспанова Д.У. Специфика организации антропонимов в узбекском и каракалпакском языках
    • Юланова Н.Д. Ассиметрия гендерных отношений в лексике русского и узбекского языков.

    Научные исследования ведут самостоятельные исследователи: Aбдуллаева С.X., Юлдашев A.У., Meдeнцева Н.П.

    Преподавателями кафедры были опубликованы научные статьи в журналах, аккредитованных ВАК, и зарубежных журналах:

    Абдуллаева С.Х.

    1. «Семантическое поле лексики и терминологии по светотехнике». Журнал «Молодой ученый» № 11 (145) март, 2017

    2. “Семантическое поле как принцип развития коммуникативного вектора в профессиональной речи». Журнал «Молодой ученый» № 11 (145) март, 2017

    3.Издана научная статья: «Коммуникативные потребности и мотивация при обучении языку специальности» научный журнал ELM VE TEHSIL MESELELERI – Азербайджан 2018

    4. Дидактические принципы и задачи при изучении языка специальности. Хорижий Филология Самарканд, 2018 №4

    5. «Развитие инновационной деятельности в вузах Республики Узбекистан» «Вестник ТУИТ».№5

    6.«Интегративное медиаобучение русскому языку» Журнал «Преподавание языка и литературы».№6

    Ахмедова М.Х.

    1. “Проблемы ситуативно направленного обучения русскому языку как иностранному” в журнале “Молодой учёный” – Россия, 2016. N28.

    2. “Об эффективности применения информационно-коммуникационных технологий в обучении языкам”  в журнале “Филологические науки” – Тамбов (Россия), 2017. №2(3)

    3.“Интерактивная технология в системе обучения русскому языку” в журн. “Филологические нуки”. 2017. N 2 (3). (Россия).

    4.Вопросы формирование языковой компетенции студентов нефилологических специальностей” в журнале “Elm ve tehsil meseleleri” – Баку (Азарбайджан), 2018. №1(450)

    5. “Чет тилини ўргатишда информацион технологияларнинг ахамияти (рус тили мисолида)”- Самарқанд 2018. (ВАК журнали)

    Доспанова Д.У.

    1.Изменения в системе антропонимов в узбекском и каракалпакском языках в конце ХХ – начале XI века». Научный журнал «Молодой ученый», №14(148), апрель 2017 год. (г.Казань, Россия). С.710-712

    2.«Антропонимы и некоторые аспекты их изучения». Научный журнал «Молодой ученый», №14(148), апрель 2017 год. (г.Казань, Россия). С.712-714

    Юланова Н.Д.

    1.“Место и роль грамматики на начальном  этапе обучения русскому языку ”  “Вестник современной  науки”  jurnali,  №12/II,  Rossiya.Volgograd, 2017, 85-87  betlar.

    2. «Работа над лексикой  на продвинутом этапе обучения» «К вопросу об  учебной  лексикографии».”Молодой учёный” jurnali, №25 (129) . декабрь, Rossiya. 2016 y,700-702  betlar nomli maqolalar bilan qatnashdim

    3. Диалектные особенности вспомогательных глаголов узбекского языка”.  “Вестник современной  науки”  jurnali,  №4/II,  Rossiya.Volgograd, 2017,  -  betlar

    4.Ассоциативный эксперимент при изучении языка. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ  НАУЧНЫЙ  ЖУРНАЛ  № 1(16) 2018 г. стр.51-53

    Гаюбова К.А.

    1. «Работа  над  лексикой  на  продвинутом  этапе  обучения» 

     “Молодой учёный” jurnali, №  25(129)   , Rossiya. 2016 y, 686-688  betlar

    2. « Стили, формы и типы речи» Вестник современной  науки  jurnali,  №12,  Rossiya.Volgograd, 2017, 38-42 betlar

    3. «Диалектные особенности вспомогательных глаголов узбекского языка» “Вестник современной  науки”   jurnali,    №/II,  Rossiya.Volgograd, 2017,  -  betlar


    Носиров Л.Х.

    1. Некоторые особенности функционирования фирмонимов ресторанного бизнеса города Ташкента» утверждена к публикации в научном журнале «Актуальная наука» (№ 3, 2018 г.) Волгоград, Российская Федерация.

    2. Перспективы развития дистанционного образования в Узбекистане», международный научный    журнал "Актуальная наука" № 3, 2018г, г. Волгоград, Российская Федерация.

    Юлдашев А.У.

    1. Сопоставительный и контрастивный анализ предикации вопросительных предложений русского и узбекского языков «Вопросы филологии» часть 4. Ташкент, 2018.


    Преподаватели кафедры принимали участие на конференциях и семинарах:

    “Нутқ маданияти ва услубшунослик” в  сборн. материалов конференции “Истиқлол ва тил” - УзГУМЯ, 2018.

    Правильность речи и отбор лексики». Республика Узбекистан (сборник материалов научно – практической конференции)

     “Интегративные методы в преп. русского языка как иностранного” в сборнике материалов межвузов. науч.-практ.конф. – Ташкент финанс.инс.-8. 2018.

     “Тил ва маданиятнинг айрим муаммолари” в сб.матер. конф. Ун-та узб. языка и лит-ры. им. А.Навои. 2018.

    “Виды работы по обучению неподготовленной речи на русс.языке”. сб.ст. Н.У.УЗ. 2018

    Значение предмета «Культура речи» при формировании профессиональной компетенции будущего специалиста. Сборник статей Республиканской научно-практической конференции: Актуальные проблемы межкультурной коммуникации и ее реализация в системе непрерывного  образования Республики Узбекистан» март 2018 год, Ташкент.

    2.Основные типологические особенности грамматики узбекского и русского языков в аспекте преподавания культуры речи в неязыковых вузах.  Ташкент, Сборник научных статей  НУУз май 2018г.

    Условия эффективности организации самостоятельной работы магистрантов при обучении предмету «Культура речи». Формы и методы обучения иностранным языкам в поликультурном образовательном пространстве. Сборник научных статей. Ташкент, май 2018

    Вопросы лингвокультурологии в обучении языка.

    Сборник межвузовской научно-практической конференции “Актуальные проблемы межкультурной коммуникации и её реализация в системе непрерывного образования РУз”.

    2. Учебно-справочные материалы как инструментарий реализации компетентностного подхода при обучении русскому языку

    Сборник научно-практической конференции УзГУМЯ «Истиклол ва тил» XI ч.

    Словообразовательная  категория «женскость» в  аспекте  гендерной  симметрии в русском языке.  АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. Материалы традиционного Республиканского семинара в рамках Узбекской научной школы русского словообразования (Ташкент-Самарканд) Ташкент-2018.стр.111-114.

    2. O'zbek  tili  frazeologik  iboralarni rus  guruhlarda    o'qitishning  ba'zi masalalari “Истиқлол ва тил”  илмий-амалий анжуман  материаллари, 8- қисм, O’zDJTU, 2018, 33-36 бетлар

    ЭРГАШ ГАПЛАРНИНГ ТАБИАТИ ВА ТАСНИФИ МАСАЛАСИ. “Истиқлол  ва тил” , илмий-амалий анжуман  материаллари, VI қисм, O’zDJTU, 2017, 77-81 бетлар

    Способы словообразования жаргонизмов // «Актуальные проблемы русского словообразования» материалы традиционного Республиканского семинара в рамках Узбекистанской научной школы русского словообразования. – Ташкент, 2018. – 54-55 стр.

    2.     Межкультурная коммуникация в обучении языку // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации и ее реализация в системе непрерывного образования Республики Узбекистан. Межвузовская научно-практическая конференция. – Ташкент 2018. – 39-41 стр.

    «Преимущества и перспективы дистанционного обучения» май, 2018 год. ТГФ «Русский в Узбекистане-2018» апрель, 2018 год

    Обучение студентов-узбеков сочетаниям с пространственным значением. «Гармонично развитое поколение - условие стабильного развития, благополучие и процветание общества». Часть 7. Ташкент, 2017

    На кафедре ежемесячно проводится научно-методический семинар, где обсуждаются инновационные подходы  в методике обучения языку 

    Разработаны следующие учебные и учебно-методические пособия:

    1. Абдуллаева С.Х. Задания для самостоятельной работы по русскому языку; Методическое пособие по проведению литературных чтений (на материале творчества М.Ю.Лермонтова и А.П.Чехова); “Развитие лучших традиций поэзии Востока в творчестве Зульфии”.
    2. Ахмедова М.Х. “Нутқ маданияти ва профессионал нотиқлик” (услубий  қўлланма).
    3. Хамдам-Зода Л.Х. Учебный словарь по направлению “Экономика и менеджмент в сфере ИКТ”.
    4. Гаюбова К.А. Юланова Н.Д. O’zbek tili fanidan uslubiy qo’llanma ( Dasturiy injiniring talabalari uchun).
    5. Рахимова Н.Х. Практикум по развитию устной речи. Начальный курс 1 часть; Книга для чтения начальный курс 2 часть; Методическое пособие для студентов нефилологических вузов тесты и задания.
    6. Носиров Л.Х. Методическое пособие “Фразеология русского языка для студентов нефилологических вузов”.
    7. Меденцева Н.П. Методическое пособие для учащихся академических лицеев “Устное народное творчество”.

    На сегодняшний день для студентов обучающихся по всем направлениям было издано учебное пособие “Интегративный курс. Русский язык”. Преподаватели кафедры ведут научно-исследовательскую работу в сфере теория и практика обучения языкам. В учебный процесс внедряются педагогические технологии с использованием инфокоммуникационных технологий.

    СОТРУДНИЧЕСТВО С ЛИЦЕЯМИ

    Кафедра активно ведет сотрудничество с лицеями и колледжами. Непосредственно с преподавателями лицеев и колледжей проводятся открытые занятия, научно - методические семинары, а также духовно-просветительские мероприятия посвященные великим ученым и поэтам.

    ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ

    Преподаватели кафедры активно участвуют в духовно-просветительских мероприятиях проводимых в ТАТУ. Каждый год на кафедре проводятся мероприятия, посвящённые жизни и творчеству поэтов и писателей на узбекском и русском языках, кроме этого проводятся различные мероприятия и конкурсы на современные актуальные темы. 17 сентября 2018 г. Была проведена беседа на тему: «Независимость – наша гордость». 

    12 октября 2018 г. в семейной поликлинике №25 Юнусабадского района г. Ташкента при участии преподавателей кафедры Ахмедовой М.Х., Гаюбовой К.А., Юлановой К.А. было организовано мероприятие на тему: «Язык – судьба, будущее нации».

    22 октября 2018 г. в аудитории 452 С преподавателям кафедры было организовано мероприятие, посвященное 29-летию Принятия государственного языка.

    30 октября 2018 г. преподаватели кафедры организовали литературный вечер, посвященное 90-летию выдающегося писателя Чингиза Айтматова. Мероприятие проходило в малом зале университета.

    27 ноября 2018 г. прошла встреча преподавателей кафедры Абдуллаевой С.Х. и Рахимовой Н.Х. с педагогами и учащимися средней школе №24 г. Ташкента на тему: «Знаешь ли ты русский язык?». Мероприятие проводилось в рамках программы сотрудничества со средними школами.

    18 декабря 2018 г. преподавателями кафедры был организован литературный вечер, посвященный памяти и изучению духовного наследия выдающегося казахского поэта Абая Кунанбаева. Во встрече принимали участие член Союза писателей Узбекистана, профессор НУУз Хамидулла Болтабоев и профессор НУУз, литературовед Дильфуза Хотамова.

    15 февраля 2019 года в Доме проживания молодежи №1 ТУИТ преподаватели кафедры провели поэтический вечер, посвященный 536-летию великого полководца и поэта Захриддина Мухаммада Бабура.

    Адрес кафедры: С-блок, 5-этаж, 446 каб.