Координатор: Шерзод Гуломов, доцент
Моб: +998 909708464
Email: sherhisor30@gmail.com
Веб-сайт:
Основная цель проекта DECIDE
Основная цель проекта — борьба с дискриминацией лиц с особыми потребностями путем содействия их праву на образование и участие в повседневной общественной жизни в соответствии с Болонским процессом и Конвенцией ООН через развитие понимания и принятия.
Проект DECIDE, направленный на развитие услуг для лиц с ограниченными возможностями, реализуется в 14 университетах и учреждениях Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, а также в 4 университетах Румынии, Ирландии, Великобритании, Германии и Греции.
Инициатором и координатором проекта является Университет Трансильвании в городе Брашов, Румыния. Университет располагает хорошо организованными подразделениями с профессиональной инфраструктурой для управления проектом, финансового и общего администрирования.
От Узбекистана в проекте участвуют Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада ал-Хорезми, Самаркандский институт экономики и сервиса, Каракалпакский государственный университет имени Бердаха и Общество поддержки детей с ограниченными возможностями “Мушток Кўзлар”.
Задачи проекта:
Проект поддерживает доступ к инклюзивному образованию, способствует социальной интеграции и недискриминационным подходам для лиц с особыми потребностями в соответствии с Болонским процессом и критериями ООН. Это создает основу для борьбы с дискриминацией, обеспечивая доступ к образованию, полное участие в общественной жизни и проведение работы по повышению осведомленности и признания в обществе.
Основные результаты включают обучение английскому языку для специальных целей целевых групп, разработку учебной программы DECIDE для всех учреждений и пилотирование 8 начальных и модифицированных модулей DECIDE в течение двух семестров.
Компоненты плана качества включают мониторинг и оценку учебной программы из 8 модулей, а также поддержку устойчивого развития и продвижения через «Группы действий» и «Офицера по связям с общественностью» (для студентов с особыми потребностями в высших учебных заведениях), стратегический анализ и интеграцию участия Национальной студенческой ассоциации.
Все это управляется через контроль качества посредством проектных встреч и структур ежедневного управления проектом.
Разработка начальных и продвинутых учебных программ
Гарантия качества проекта DECIDE разрабатывает учебные программы для начального и профессионального развития для следующих групп:
Преподаватели, инструкторы, тренеры, педагоги и лекторы из стран-партнеров;
Сотрудники государственной службы и политики;
Педагоги неправительственных организаций (НПО).
Этот проект разработан для полного соответствия стандартам ECTS, включая практические и теоретические методы через стратегии, ориентированные на учащихся, в программе из 8 модулей. Четыре основных модуля перечислены ниже:
Модуль 1
Английский язык для специальных целей (особые потребности и инвалидность). Это относится ко всем партнерам и впоследствии будет интегрировано в официальные государственные и университетские администрации, программы НПО и применимые области.
Модуль 2
Маркетинг – введение в теорию и практику – разработка стратегий для повышения осведомленности национальных компаний и поддержки НПО.
Модуль 3
Использование библиотек! – это актуально для всех партнеров, особенно для библиотекарей, с учетом вклада Анжелы Репанович в активную интеграцию лиц с ограниченными возможностями в общество.
Модуль 4
Доступ к модулям коммуникации для практиков – это актуально для всех партнеров, особенно для будущего групп действий. Этот учебный модуль обеспечивает экспертизу в работе с учащимися с особыми потребностями и консультировании в образовательных учреждениях.
Четыре широких модуля:
Модуль 5
Удовлетворение требований – понимание и обучение (включая легкие и тяжелые трудности в обучении и дислексию во время обучения).
Модуль 6
Удовлетворение требований – коммуникация и взаимодействие (включая аутизм, выявленный в SWOT-анализе).
Модуль 7
Удовлетворение требований – физические и сенсорные потребности.
Модуль 8
Удовлетворение требований – социальные, эмоциональные и связанные с интересами трудности.
ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ ПРОЕКТА DECIDE
11-12 февраля 2019 года в библиотеке Казахского национального университета имени Аль-Фараби состоялось первое собрание проекта ERASMUS+ CBHE «Развитие услуг для лиц с ограниченными возможностями» с участием партнеров из европейского региона и стран Центральной Азии.

Проект DECIDE направлен на борьбу с дискриминацией лиц с особыми потребностями путем содействия их праву на образование и участие в повседневной общественной жизни в соответствии с Болонским процессом и Конвенцией ООН через развитие понимания и принятия.
Собрание открыл Мухаматкали Буркитбаев, первый проректор и академик Казахского национального университета имени Аль-Фараби.
Затем выступила координатор проекта DECIDE, профессор Университета Трансильвании в Брашове Анжела Репановичи. Она поздравила участников первого собрания и выразила надежду на успешную реализацию этого важного проекта для развития высшего образования и общества в целом. На встрече обсуждались основные задачи проекта, финансовые и управленческие вопросы, распределение задач, а также долгосрочные и краткосрочные цели и ожидаемые результаты.
В собрании приняли участие Университет Трансильвании в Брашове, Университет Миддлсекс (Великобритания), Технологический институт Лимерика (Ирландия), Технический университет Дрездена (Германия), Университет Крита (Греция) и партнерские университеты из Центральной Азии. Первое собрание прошло на высоком уровне в дружеской атмосфере.
ТРЕНИНГ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ДРЕЗДЕНА, ГЕРМАНИЯ, 25-29 МАРТА 2019 ГОДА
С 25 по 29 марта 2019 года в Техническом университете Дрездена (Германия) в рамках проекта DECIDE «Развитие услуг для лиц с ограниченными возможностями» по программе ERASMUS+ прошел тренинг «Английский язык для специальных целей».

В тренинге приняли участие представители Университета Трансильвании, Университета Миддлсекс (Великобритания), Технологического института Лимерика (Ирландия), Технического университета Дрездена (Германия), Университета Крита (Греция) и партнерских университетов и учреждений из Центральной Азии. Встреча прошла в дружеской и деловой атмосфере.
В ходе тренинга с европейскими партнерами проекта были изучены и обсуждены следующие вопросы, связанные с развитием услуг для лиц с ограниченными возможностями:
1. Обучение общему английскому языку участников, нуждающихся в базовой поддержке.
2. Введение в основы международной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями: Конвенция ООН о правах инвалидов.
3. Обучение студентов с аутизмом.
4. Социальные, эмоциональные и поведенческие трудности (терминология и стандарты) – теоретические и практические перспективы.
5. Библиотечные услуги для лиц с особыми потребностями. Глоссарий терминов и их определений.
6. Использование библиотек: терминология для информационной грамотности и исследовательских дисциплин.
7. Обучение студентов с нарушениями зрения, вспомогательные технологии.
8. Использование библиотек: терминология стратегий и тактик поиска / критическая оценка информационных ресурсов / ссылки на цитаты и предотвращение плагиата.

Все участники договорились, что следующие сессии проекта DECIDE будут проведены в указанные даты и местах:
- Учебный модуль пройдет с 22 июля по 2 августа 2019 года в Лимерике (Ирландия).
- Совет по проекту будет организован с 13 по 15 ноября 2019 года в Лондоне (Великобритания).